На главную

низкое качество (320k)

Крым 4 мая 2004.
пещ Большой Бузулук - род. Сулух-Оба

Просыпаться раньше всех стало для меня традицией. Лучи солнца уже разогнали ночной холод. Вспомнил как вечером мы спорили с Полем в каком месте оно взойдет. Истина оказалась где-то посредине.

Оставшийся с вечера лед подтаял и стал грязноватым. Поэтому бужу Поля и мы опять отправляемся в пещеру. Наконец-то я сам туда спущусь.

Вообще-то практически вся пещера видна от самого входа. Перспектива совсем не чуствуется - дошедший до половины пещеры Поль кажется ростом не больше трехлетнего ребенка.

Спускаюсь по 6-метровой стене с помощью веревки и иду дальше. С высокого свода свисают длиннейшие сосульки, а со дна пещеры им навстречу выпирают длинные округлые :как бы их поприличнее назвать: в общем образования. В нижней части пещеры пол покрыт толстенным слоем очень прозрачного и очень скользкого льда. К тому же он сильно наклонный, и если поехать по этой ледяной горке то финишом будет взлет с уступа и падение в 4-метровый колодец который должен вроде бы быть на дне пещеры. Сквозь 30-сантиметровую толщу льда можно отчетливо разглядеть каждый камешек и каждую песчинку.

Осторожно спускаемся по ступенькам, которые вчера вырубил Поль. Доходим почти до дна. Дальше без веревки стремно. Постояв немного в этом царстве холода поворачиваем назад.

Лезть вверз оказалось намного труднее чем вниз. Все же кроссовки мастдай - ими фиг зацепишся. Пришлось вырубить еще несколько ступенек, лежа на спине в позе "дохлая жаба". Завидовал горным ботинкам Поля.

Пока мы вылезали, к нам вниз спустился Эльдар с веревкой. Я решил что если я второй раз полезу вниз это будет большая потеря времени(хотя очень хотелось - с веревкой можно было до самого дна спуститься), поэтому вскарабкался по веревке на тропинку. Оказалось на мой взгляд легко, хотя может меня длинные ноги выручили.

Поднял на веревке пакеты со льдом и пошел в лагерь будить сонь, организовывать завтрак и нудеть чтобы народ быстрее собирался. Эльдар с Полем полезли опять вниз - везучие... Потом они рассказали что спустились до дна, но в колодец не полезли - веревки не хватило.

Очень жаль что ни одна фотка из пещеры не получилась.

Майвен, Настя, Соти и Аня принесли снег с ближайшего снежника.

Не помню как приготовили завтрак и что ели - наверное как обычно Соти готовил.

Быстренько позавтракали и собрались. Перед выходом увидел кучку ярко сверкающего на солнце мелко наколотого льда. Вот здорово! Умылся, обтерся и даже зарылся в него лицом. Прохлада... Немного погодя меня обрадовали что этот лед остался от мытья посуды и был весь в "Фэйри". А я и не заметил - мне было пофиг. Видимо я не "жирная лошадь".

Свертываем лагерь у пещеры.

Пошли искать пещеру Мамина по GPS. Но то ли привязка была неточной, то ли мы недостаточно настойчивыми, пещеру мы не нашли. Спустился в какую-то еще пещеру, совсем мелкую и малоинтересную. Исцарапался колючками, провалился по колено в снег и проглотил муху. И все ради того чтобы выяснить что на дне ничего интересного.

Особого энтузиазма в поисках пещеры никто кроме меня не проявлял, поэтому решили идти дальше. Поскольку идти на Ай-Алексий не было большого смысла - слишком близко - мы решили спуститься с Караби по дороге ведущей от Метеостанции и дойти до Стол-горы. Жаль я не вбил нужных точек в GPS. Пришлось идти по азимуту. Прошли километра 3 по яйле без дороги, то поднимаясь на вершинки холмов, то спускаясь в низины. Для тех кто шел в неподобающей обуви это был не сахар. Впереди все ближе маячат вершины гор Белой, Тай-Коба и Кара-Тау. Метеостанция виднеется где-то далеко справа. Ожидаем вот-вот увидить дорогу, но ее все нет.

Видели отверстия двух глубоких шахт, и вход в пещеру. Поль предложил мне вернуться сюда лет через шесть и все обследовать. Я обещал что мы так и сделаем, если к тому времени меня не доконает паралич, радикулит или болезнь анцгеймера.

Горящая яйла(на самом деле - дефект негатива)

Прошли мимо живописно раскоряченного большого сухого дерева, стоящего в окружении камней почти на самой вершине очередного холма. Наверное оно там одно такое - я его заприметил где-то за километр.

Наконец к нашей радости выползаем на дорогу и устраиваем небольшой привал. Солнце жарит немилосердно. Впереди лысая вершина горы Тай-Коба, а у ее подножия совсем недалеко от нас несколько палаток. Наверное там вода есть: Нафиг. Нам нужно обогнуть эти горы справа. Поворачиваем и идем по дороге. Километр-другой-третий. Местами по краю дороги попадаются невысокие(около полуметра) каменные стенки метров по 30-40 длиной. Выглядят древними. Непонятно зачем они тут, вряд ли для защиты от камней - склоны довольно пологие, да и дорога используется не слишком часто. Иду и мечтаю что это защитные укрепления какого-нибудь вымершего народа.

Дорога понемногу спускается и поворачивает, огибая горы. С боков появляется лес. Прощай, Караби! Трава и цветы становятся подозрительно похожими на подмосковные, и сладко-терпкий запах меда и полыни пропал. Устраиваем перекус в тени какого-то куста. Разделить один лаваш на 9 частей - задача достойная Пифагора. Колбасный фарш, сухофрукты и конфеты запиваем утренним чаем из бутылки. Ням!

И идем дальше. Дорога немного попетляв между холмов приводит к длинному спуску. Внизу как на ладони виднеется источник Су-Ат и текущая от него река. Или, если быть точным, ручеек в котором курице по колено. Прямо за рекой параллельно ей невысокий отрог, а за ним вдали вершина Стол-горы - туда-то нам и нужно. Осторожно спускаемся вниз. У реки устраиваем помывку ног. Чертовски приятно.

Вид на Стол-гору через долину реки Су-ат.

Обуваемся и поднимаемся на отрог. Добрые встречные туристы рассказали что лучше идти не по отрогу, а напрямую, к вершине Стол-горы. Мол, там заметная тропа. Жаль что мы ее не нашли, поэтому опять лезем без дороги по заросшему лесом и усыпанному желтыми прошлогодними листьями крутому склону. Мне почудилочь что на дне сухого русла проходит тропа. Я туда спустился и понял что никакой тропы нет. Вверх лезть оказалось трудно - пока я всех догнал язык был уже на плече. Проклятый GPS показывал родник на другой стороне нереально глубокого оврага. Народ начал падать духом.

Хорошо что нас вела стойкая Талья. Лезем все выше и выше и - о чудо! - следы стоянки. Значит вода недалеко. Еще метров 50 и мы вываливаемся на тропинку прямо рядом с чьими-то палатками. И падаем без сил. Спрашиваю где родник - оказывается мы буквально в 20 метрах от него. Вода течет струйкой в длинное жестяное корыто. Она удивительно свежая и вкусная. Особенно после талой пещерной.

Палатки поставили тут же, на пригорке, недалеко от родничка, почти на самой тропинке. Развели костер и начали готовить рисовую кашу. Она получилось недоварено-пригоревшей и хрустела на зубах. Но в походе можно и не такое сожрать: Запиваем это безобразие несколькими кружками вкуснейшего чая и начинаем концерт. Пели как никогда. Перепели все что вспомнили, всю "Жанну" и весь "Тампль". Даже какой-то турист из соседнего лагеря пришел послушать божественное пение Ани. Стемнело и на небо вышла полная луна, большая, круглая и белая.

И тут оно началось! Лунное затмение. Багрово-коричневая тень начала постепенно наползать на лунный лик слева и снизу, скрывая это неприятное для меня светило. Выглядело это грозно и феерически. Сидим, поем, а луна все уменьшается и уменьшается. Наконец она совсем скрылась и в небе ярко и чудесно вспыхнули звезды. Туда ей и дорога, этой луне, хоть бы совсем не появлялась.

Пожалуй, это был самый лучший вечер за весь поход.