Каменка. 5 утра. На улице моросит дождик.
Но ведь именно сегодня мы планировали поехать в Цыпово и посмотреть
самый крупный в Европе пещерный монастырь. Все же уговариваю Алену выдти из дома,
и мы ползем на автобусную остановку и садимся на автобус до Рыбницы. Автобус идет часа два, по дороге удается немножко поспать.
Наконец приезжаем в Рыбницу, а там садимся на маршрутку и и едем через границу в Резину.
Блин, опять другие деньги, в Каменке были приднестровские рубли, а тут леи. Пришлось поменять немного баксов в ближайшем банке.
На автовокзале в Резине нас ждал облом - нам сказали что автобус в Цыпово отходит
только в районе двух часов дня, а обратного сегодня вообще не будет. Но мы же не собирались там ночевать,
нам вечером надо вернуться в Каменку.
Так накрылся медным тазом весь наш план поездки в пещерный монастырь. Правда у меня были запасные
варианты - посетить штольни либо в Лалово (как оказалось тоже фиг доберешся), либо в Стокная (туда-то как раз просто, это всего в паре километров от Резины).
Еще мы слышали расказы о пещерном монастыре в Сахарне, и выяснили что
туда очень просто добраться на маршрутке. Решаем поехать туда. Меня немного
смущало то, что я совершенно не был готов к этой поездке - у меня не было никакой информации по тем местам кроме карты местности. Так что большая часть информации в этом расказе о поездке собрана постфактум.
Прогуливаемся под дождем в ожидании маршрутки. Погода не радует. Где-то через полчаса она наконец подходит
и мы с комфортом едем в сторону Сахарны. По дороге проезжаем Стокная - то самое место где должны быть штольни.
Ориентир про который мне говорили - местная тюрьма - виден очень хорошо. Думали сюда заехать на обратном пути (в штольни а не в тюрьму), но не получилось.
Приезжаем в Сахарну. Это обычное село на берегу днестра. Вокруг - высокие склоны, почти на каждой
вершине стоит большой деревянный крест. На самой ближайшей вершине, которая нависает прямо нас селом, виднеется
часовня и несколько гротов. Лезем прямо наверх. Дождик то моросит, то перестает.
Проходим мимо пары углублений в скале (я заглянул в каждое, мне они показались естественными гротами), и поднимаемся на самый верх.
Скала на которой мы стоим называется Гримидон, и говорят что в древние времена из уст в уста передавалась
какая-то связанная с ней легенда. Но ныне легенда утрачена. (Хотя у меня большие подозрения что эта история придумана для завлечения туристов).
Даже в такую погоду сверху открывается прекрасный вид. Тропинка завела нас на вершину
гребня, часовня осталась где-то слева внизу, а впереди, в ложбине, как на ладони
виден монастырь "Святая Троица" (действует с 1777).
Постройки монастыря и церковь выглядят очень красивыми, чистыми и нарядными, особенно замечательно
смотрится пасека с разноцветными ульями.
Внизу - монастырь Святой Троицы.
Встречаем местных - мужчину и женщину, расспрашиваем про пещерный монастырь. Они объяснили как к нему попасть - оказывается надо спуститься к монастырю Святой Троицы и от него идти по тропинке
вглубь оврага, по другой его стороне. Мы решили туда потом сходить, а пока осмотреть часовню и остальные пещерки и гроты.
Скала Гримидон, на ней часовня и крест.
Проходим мимо огромного деревянного креста и подходим к часовне. На счет этого места существует любопытная легенда:
Говорят, что однажды одному из монахов старого скального монастыря (согласно одним источникам существующего с X-XII вв., документальные свидетельства с XVII-XVIII вв.) на одной из скал явился светящийся лик Божьей Матери. Дойдя до этой скалы, монахи обнаружили в камне след от ноги, знак, который они восприняли как божественную весть, как свидетельство "Божественной чистоты" этого места.
Часовня заперта, так что проходим мимо нее и спускаемся вниз, попутно заглядывая во все попадающиеся дырки. И - Опа! Через одну не особо отличающуюся от других дырок
попадаем в широкий проход, стены и потолок которого разграфлены на ровные прямоугольники, похожие на уложенные вплотную друг к другу костяшки домино.
Штольня! Оказывается и тут они есть, а не только в Стокная. Я конечно видел на военной карте этих мест значки, обозначавшие штольни, но и не ндеялся что мы так легко найдем одну из них!
Штольня. Что нас ждет внутри?.
Сбегал на разведку - штольня продолжается дальше, есть где полазить. Переодеваемся в грязное, и вперед!
Идти удобно, проход везде имеет абсолютно одинаковое прямоугольное сечение, правда он частично завален бракованным камнем и мелкой как мука
белой пылью - отходами от добычи камня. Камень здесь добывали с помощью камнерезных машин.
Камнерезные машины - это машины для выпиливания штучного камня из массивов горных пород. При помощи камнерезных машин добывают (на карьерах, реже в шахтах) стеновой камень, крупные стеновые блоки и блоки-заготовки, используемые для распиловки на облицовочные плиты и другие архитектурно-строительные изделия. Камнерезные машины имеет жёсткую самоходную раму, перемещающуюся обычно по рельсовым путям. На раме смонтированы приводы вращения режущих инструментов и перемещения машины. В качестве режущих инструментов на камнерезных машинах используются дисковые пилы, кольцевые фрезы, цепные и штанговые бары, оснащенные твёрдосплавными зубками.
|
Почти все проходы очень прямые, местами встречаются обвалы, но в целом состояние ходов очень и очень хорошее. В пыли виднеется множество следов - видимо, местные тоже иногда посещают это место. Пластиковая бутылка из под пива, попавшаяся нам по дороге, оказалась всего лишь двухнедельной давности.
В Штольне.
Поначалу конфигурация штольни показалась мне очень простой - параллельные проходы, в которых на примерно равном расстоянии сделаны боковые карманы. Но на деле оказалось, что карманы иногда встречаются с таким же карманом из соседнего прохода, образуя сбойку, а иногда и продолжаются в целые длинные галереи, а проходы не такие уж параллельные, и иногда встречаются между собой под острым углом, да еще с перепадом по высоте.
Сбойка с перепадом по высоте.
Стараюсь идти "вдоль правой стенки", и, таким образом, обойти всю систему по периметру.
Постепенно попадаем в дальнюю часть штольни, где не так много следов человека. Тут обитают летучие мыши. Их не очень много, и только если приглядеться можно заметить там и сям на потолке висящие вниз головой тельца. Видимо этот вид мышей предпочитает селиться поодиночке, а не колониями.
Почти везде можно идти в полный рост, но иногда встречаются завалы, или, что чаще, проход забит почти под потолок битым камнем и каменной пылью. Через такие насыпи приходится перелезать на карачках.
|
Здесь довольно сухо, и на стенах хорошо видны надписи, сохранившиеся со времен добычи камня. Судя по датам камень туд добывали в начале шестидесятых годов 20 века. Кстати, на полу попадается довольно много оставшегося с тех времен мусора, но ничего интересного мы не нашли. В огромных количествах попадаются
сплющенные ведра и оторванные подметки, реже - проржавевшие насквозь сломанные лопаты без ручек. Конечно, попадаются и более новые надписи (типа "Здесь был Вася"), но их совсем мало.
|
Больше двух часов блуждаем мы в темноте, и, наконец, находим обустроенный грот, в котором бывают люди. Здесь много огарков от свечей, импровизированный каменный стол, а у стены лежит огромная тяжеленная железная пила.
Размером побольше чем двуручная пила для пилки дров, из металла сантиметровой толщины, ужасно тяжелая и всего с одной ручкой-крючком.
Я был уверен, что это часть какой-то камнерезной машины, но много позже, краеведческом музее Евпатории, я увидел такую-же пилу. Надпись гласила: "Пила одноручная для добычи камня-ракушечника"
Пила из штольни в Сахарне.
|
Пила из краеведческого музея Евпатории.
|
От грота с пилой ведет очень много следов, среди них даже следы велосипедных шин. Решаем плюнуть на идею обойти все по периметру, и пойти по ним к выходу. Идея была удачной - по следам идти легко, а местами попадаются довольно заметные знаки, показывающие в каком направлении идти. И вот, за очередным перекрестком мы видим дневной свет.
Выход из штольни.
Фоткаемся на прощание недалеко от выхода в более-менее освещенном месте.
Выходим наружу и попадаем в рай. Дождь кончился, солнце жарко светит прямо в лицо. Цветущие яблони роняют розовые лепестки. Внизу, полускрытый деревьями, виднеется купол монастырской церкви.
Не стоит посещать подземные выработки, не имея опыта и снаряжения, и без проводника - это опасно для жизни! Протяженность ходов измеряется километрами, многие из них труднопроходимы. Войдя вовнутрь, вы рискуете больше никогда не увидеть дневного света!
Мы вышли из штольни с другой стороны, чем вошли, и теперь, чтобы попасть к тому входу, где я оставил свой мокрый дождевик, нужно пройти метров 300-400, обогнув скалу с часовней. Здорово - прошли прямо под скалой и вышли с другой стороны. А протяженность ходов штольни на глаз не меньше километров десяти, а то и намного больше - ведь все мы не обошли. Жаль, нет времени еще полазить.
У выхода.
Находим "первый вход" (по дороге попадаются еще несколько входов в штольни), забираем дождевик, и устраиваемся на солнцепеке перекусить взятой из дома вкуснейшей колбасой. Кругом лепота, птички поют, травки всякие пахнут, цветут мелкие белые и красные маки.
После перекуса направляемся в ту сторону, где должен быть пещерный монастырь. На дне оврага течет ручей, через который мы перебираемся по камням, и попадаем на цивильного вида дорожку. Сразу видно что все благоустроено для туристов. Бордюрчики, указатели всякие. Но туристов не видать - не сезон, да и день будний.
Пещерный храм.(фото из интернета)
Тропинка ведет нас через подвесной мостик и дальше, вдоль крутого склона, и выводит к пещерному храму. Тут тихо и никого нет. Храм выглядит как аккуратный фасад деревенского дома, торчащий прямо из горного склона. Внутрь мы не попали и пошли дальше.
Справа под обрывом открылся вид на небольшой водопад, наверное в другое время года он выглядит красиво, но сейчас, после дождя, вода очень мутная, коричневого цвета. Слева отвесный обрыв, в котором мы обнаруживаем несколько карстовых дырок. Одна из них похожа на горизонтальную нору, в ней лежат какие-то записки, видимо верующие кидают свои пожелания. Внутри дырка просматривается метров на 5, после чего уходит вбок сильно сужаяcь. Хотел слазить внутрь, но потом передумал - переодеваться долго, дырка бесперспективная, а еще могли бы придти какие-нибуть местные и прибить за осквернение святынь.
|
Идем по тропинке дальше, проходим несколько разрушенных древних келий и выходим за пределы монастыря.
Вдоль оврага мы дальше идти не захотели, а поднялись наверх, и оказались на большом зеленом лугу.
Вдали маячат какие-то полуразрушенные строения, а прямо посреди луга в чистом поле стоит непонятный обелиск.
Подошли к нему. Высотой обелиск был метра четыре, с каждой из его сторон бронзовые барельефы, изображающие жизнь кочевых племен(часть барельефов вырвано вандалами). Надписей никаких нет.
(На этом месте в IV - III веках до нашей эры была Гето-Дакийская крепость, в честь чего и поставлен обелиск, но об этом я узнал уже в Москве.)
Идем обратно, в сторону Днестра, но уже по верху. Виды прекрасны, но в фотике осталось всего пять-шесть кадров.
Вид на Сахарну
Немного полазив по крутым скалам, спускаемся вниз по крутой скользкой тропинке и попадаем к источнику.
Вода чистая, возле источника устроена купель, а над источником - что-то вроде небольшой часовенки с куполом и иконкой.
С удовольствием пьем чистую воду. Ну что ж, пора возвращаться.
Проходим через монастырь. Он красивый, но слишком уж лубочно-туристический. Нет ощущения святости,
все новое, нарядное, кричаще-раскрашенное. Издали было красивее.
Что ж, вот и пора возвращаться в Каменку. Едем обратно на попутке - микроавтобусе забитом всякой дребеденью. Затем ждем автобус в Резине. Незнакомые молдаване угощают нас вином и болтают с нами за жизнь. Жаль конечно, что не попали мы в Цыпово, но и так неплохо вышло на мой взгляд.
На следующий день у нас было запланировано еще одно интересное мероприятие - поездка в Жабку, с целью посмотреть монастырь и пещерный храм. Это намного ближе к Каменке, чем Сахарна. Доехали до моста, перешли его пешком и попали из Приднестровья в Молдову.
Теперь нам осталось пройти километра 3 по дороге и будем в монастыре.
По дороге замечаем на самом верху высокого берега Днестра какую-то пещерку. Долго карабкались
вверх по крутому склону чтобы посмотреть. Оказалось - обычный небольшой грот. Зато вид отсюда красивый.
Грот над Днестром.
Доходим до монастыря. Он большой, богатый и "серьезный".
Много всяких подсобных пристроек, натуральное хозяйство.
Храм очень большой и богатый. Очень много икон, особенно поразило изображение архангела Михаила с сияющим щитом и в броне, на груди - изображение глаза в треугольнике(в христианстве - cимвол Единого Бога, также этот масонский символ можно найти на долларовых бумажках).
В монастыре придерживаются порядков, заведенных со дня его основания. Нет ни телевизоров, ни радио, ни прочих бесовских штучек.
Нет даже электричества. При нас монашка прямо в храме гладила какие-то облачения огромным железным утюгом, внутри которого
пылали угли.
Нам сказали, что к пещерному храму подняться сейчас нельзя из за оползня. Но мы выразили
желание попробовать подняться туда, и нам дали ключ, попросили только не заходить в алтарь. Хорошо
что с нами аленина мама была - так бы наверное не дали.
Прошли мы сквозь весь монастырь по тропинке, потом мимо
вольеров с птицами и по длинным деревянным мосткам над ручьем, и оказались у начала
крутой узкой лестницы, ведущей вверх по склону к храму в пещере.
|
Пещерный Жабский (Шабский) монастырь основан в середине XVII века иеромонахом Иезекилем, пришедшим сюда из монастыря Делени. Несколько лет находился в запустении из-за набегов татар. В 1770 году в оставленной скале поселился иеромонах Феодосий. Вскоре к нему стала стекаться братия, спасавшаяся от нашествия татар в горах, и скит стал тесен и неудобен для собравшихся. Иеромонах Феодосий, выпросив у владельцев вотчины Жабки небольшую часть земли, расположенной ниже скита, по которой протекало два источника, построил там деревянную церковь. В 1813 году иеромонах Феодосий был возведен в сан игумена, а скит переименован в монастырь.
В архиве монастыря хранились копии с документов XVII века на владение землей, старинный синодик с именами благотворителей, а также несколько старопечатных книг на румынском языке с записями жабских монахов XVIII и XIX веков.
Монастырь не закрывался при Советской власти.
Пройшя первые 20 ступенек лестницы, мы видим, что остальная ее часть
разрушена свежим оползнем. Несколько тонн глины вперемешку с камнями и ветками деревьев съехали сверху
большим комком, разрушив все на своем пути и оставив за собой гладкий вогнутый желоб
шириной метров пять.
Приходится с трудом подниматься по крутому склону, цепляясь
за стволы и ветки деревьев. Но все же минут через 15 мы наверху.
Первое, что видим - две пустующие кельи, хорошо сохранившиеся.
Идем по тропинке по узкому карнизу, и попадаем к входу в храм. Он находится в нише под каменным козырьком.
Кельи.
Открываем дверь ключом и попадаем внутрь. Храм небольшой, и его убранство не очень богатое.
Внутреннее убранство пещерного храма.
Свод и стены гладко обработаны, но во многих местах видны замазанные цементом трещины, рядом с входом - свежая кучка пыли и
камешков, насыпавшихся из одной такой трещины за время отсутствия людей. Говорят, что несколько десятилетий назад по склону были сильные оползни, но
монашки "отмолили", и оползни прекратились.
Запираем за собой дверь и осторожно спускаемся вниз. Потом набрли воды в монастырском источнике. (Кстати, самая вкусная вода, которую я пил в Молдове и Приднестровье).
Вот, пора и возвращаться.
А на следующий день мы уехали в Москву.
|