АрдаАрда


Новости

Арда

Карта мира

Кладезь знаний

Библиотека

Творцам

Беседы у огня

Бессмертные

На распутьи

Фото

Кто есть кто



Мады, игровая этика.
(При написании статьи частично были использованы материалы сайтов www.adan.ru и www.a-mud.ru)

Этика, согласно толковому словарю С.И. Ожегова, - "совокупность норм поведения, мораль...". То есть это негласные правила поведения, нарушение которых лишит вас расположения людей в данном обществе, либо вообще настроит это общество против вас. В маде, как и в любом другом социуме, тоже есть своя определенная этика. Соблюдать эти правила очень просто (намного проще, чем, скажем, отыгрывать РП), и следование этим правилам поможет вам приобрести репутацию не только хорошего игрока, но и достойного человека.

1. Многим игрокам не нравится, когда на них часто смотрят. Если вы хотите знать экипировку того или иного персонажа, запоминайте ее, также очень помогает ведение автологов (всегда можно посмотреть в спокойной обстановке дома кто и как был одет и что делал в процессе боя), а если вас интересует его состояние перед тем, как вы попытаетесь его убить - есть команда "взглянуть".По этому поводу очень славно написано на сайте Клана Черного Волка, зайти туда можно кликнув тут http://bw.bignet.ru.

2. Если вы в большой группе, или в группе в незнакомой игровой зоне, или лидер вашей группы плохо знает зону, или в группе у кого-то очень плохая связь, не стоит много спамить (то есть загромождать чужой экран своими фразами и системными сообщениями о ваших действиях). Впрочем спамить не стоит в любом случае :)). Если вы посторонний человек в сработавшейся группе, то помните, что со своми порядками... В общем думаю все догадались :)). Меньше говорите, больше слушайте и четко выполняйте приказания лидера. Вполне возможно что ваши своевременные действия спасут не раз группу и послужат приобретению Вами репутации грамотного игрока или приглашению в Клан/Орден.

3. Крайне рекомендуется прочитать и выучить наизусть Jaba Rules, которые можно найти тут http://www.a-mud.ru/newbie/jaba.htm). Эти правила были написаны более пяти лет назад и для другого мада, но не утратили своей актуальности. Для тех, кто все-таки не читал этой классики или не хочет этого делать по тем или иным причинам, вот цитата оттуда, характеризующая ГЛАВНОЕ правило поведения в группе:
"Если лидер сказал заучить 5 заклинаний 'видеть магию' и лечь спать, значит, надо заучить 5 заклинаний 'видеть магию' и лечь спать". Если вы хотите стать хорошим игроком, то должны беспрекословно и без единого вопроса выполнять команды лидера группы.

4. Читинг (использование особенностей игровой механики с целью сильно облегчить себе жизнь или испортить ее другому - от англ. cheat ), не только караются по правилам, но и не приветствуются игроками. К примеру, если вы нашли способ, как блокировать вход персонажей в игру или получить несанкционированный доступ к помещениям Орденов/Кланов и используете это в своих интересах, например мешая входу атакеров в вашем ПК-ранге или банально воруя с чужих складов, сами игроки нажалуются на вас богам, и в очень скором времени вас удалят или применят иные меры воздействия. Более того, само использование читинга прежде всего говорит о вашем нежелании достичь некоторых целей честным способом, т.е. в согласии с правилами.

5. Создание помех в игре для новичков, их убийство с помощью агрессивных монстров в городах рождения или лоулевельных зонах во многих мадах запрещено правилами и ни в коем случае не создаст вам хорошей репутации. Скорее наоборот, в маде всячески приветствуется помощь новым игрокам, причем не только советом, но и деньгами и вещами тоже :). Опять же не забывайте, что все новички - будущие игроки, и нередко - очень сильные игроки. Часто новичок в том или ином маде может оказаться иммом или членом сильного Клана в другом. Однажды они вспомнят ваше добро и вашу помощь (равно как и обиды). Тем не менее, бывают новички, как правило, пришедшие в мад из чатов, уверенные, что в виртуальном мире они недосягаемы и могут хамить кому угодно. В любом маде такое поведение не пройдет ни для кого безнаказанным - их будут убивать при наличии возможностей, они могут получить silence или иной "тонкий" намек на некорректность своего поведения :)).

6. Очень и очень не приветствуется так называемое "кидание пальцев", то есть когда игрок сидит в безопасной для себя комнате или помещении Клана/Ордена и рассказывает другому, какой тот нехороший и что он с ним сделает другим своим персонажем, и что с ним сделают его друзья, и как он будет действовать приехав в город РЛ проживания персонажа с группой своих приятелей. Отношения всегда лучше выяснять где-нибудь в мире, на перекрестке, с мечом и щитом в зубах, если Ваш персонаж атакующий игрок или арене, специально устроенной для этого, если Вы - мирный.

7. На лидере группы лежит особая ответственность. Не беритесь вести группу, если вы не уверены в себе, не знаете игровой зоны или не пользуетесь авторитетом. Если вы не уверены, что убьете монстра, или в том, что группа сделает все, как надо, и вовремя, не беритесь за это. В крайнем случае, предупредите всех в группе о всевозможных исходах и о том, что и как надо делать в каждой ситуации. Убедитесь, что там, куда вы посылаете группу, нет ловушки. Убедитесь в надежности связи всех членов вашей группы. Помните: в случае смерти кого-то из группы вся вина будет лежать на вас. Если же член вашей группы умер, вы обязаны обеспечить этому игроку ту помощь в добывании вещей из трупа, какую тот сочтет для себя необходимой и полезной.

8. Не помогайте людям, если они вас о том не просят: вы можете наоборот помешать им. Например, не нужно помогать человеку в бою с монстром, если вы не состоите в группе с этим человеком. Своей помощью вы лишаете его опыта за убийство этого монстра. Неэтично нападать на игроков, находящихся в состоянии "(без связи)" или игроков с очень плохой связью. Все-таки сражение подразумевает серию активных действий. Хотя ничто не мешает вам нападать впятером на одного. Такой способ убийства не запрещается, но осуждается некоторыми игроками, для которых "бой ради цели" давно превратился в "бой ради боя".

9. Если вы по какой-то причине "совершенно случайно нашли" на земле хорошие вещи, подумайте, прежде чем их брать. Как правило, чем ценнее вещь, тем лучше люди знают, кто ее хозяин и кто хозяин нескольких других ее копий. Поэтому будьте уверены, что незаметно взять хорошо поруненый ножик, выбитый из чьих-то рук у вас не получится. А если им еще и владел какой-нибудь атакер, то как минимум вас обязательно найдут и попросят вернуть эту вещь, или просто убьют, не утруждая себя переговорами. Непристойно также грабить трупы монстров, убитых не вами, и брать деньги и вещи из сундуков, только-только отпертых кем-то другим. Если вы случайно забрали вещи или деньги, принадлежащие не вам, верните их без промедления.

10. Наконец, в мадах чрезвычайно важен этикет общения. В маде существует несколько способов передать информацию другому игроку. Старайтесь применять каждый из них по назначению.

11. Команда "шептать" работает, разумеется, только тогда, когда тот, кому вы хотите шепнуть, находится с вами на одной клетке. Отсюда очевидные следствия. Не стоит шептать человеку, если вы уверены, что вы с ним на клетке одни. Для этого есть команда "говорить". Не стоит много шептаться, если помимо вас на клетке находятся другие люди: как и в реальной жизни, большинство людей не любят, когда при них шепчутся. ("Шептунов на мороз!") Вообще эта команда создана больше для ролеплея, чем для практического использования. Трудно шептать что-то в ответ невидимому игроку, ну и так далее...

12. Команда "сказать кому-то что-то" используется, если вы хотите что-то сообщить лично этому человеку. Кроме него и вас, никто больше не увидит того, что вы ему сказали. Но часто бывают ситуации, когда вы находитесь с человеком на одной клетке, и в таком случае более уместна команда "говорить". Как известно, во многих мадах можно сокращать не только команды, но и имена собственные. Однако не стоит этим злоупотреблять. Рекомендуется, если вы не очень спешите и не совсем медленно печатаете (а что вам иначе делать в маде? :)) писать имена полностью или хотя бы первые 4 буквы имени. Еще помогают так называемые автоподмены, используемые в таких клиентах как JMC, MMC и zMUD. Как правило это реализуется командами #substitute. Они срабатывают как если бы вы набрали в строке мада "ска ба Привет, давно не виделись", а на сервер уйдет команда "ска баркетт Привет, давно не виделись". Все же очень часты случаи, когда адресованное сообщение получает не тот, кто надо. В таких случаях обычно не пишут, почему фразу получил не адресат, а просто говорят человеку "мистелл" (от англ. "misstell") или просто "мист". Не стоит извиняться, но лучше запомнить, что имя адресата лучше писать полностью.

13. Для удобства имеется команда "ответ" - ответить последнему из тех, кто вам что-то сообщил при помощи команды "сказать". Не стоит злоупотреблять этой командой, поскольку, пока вы пишете ответное сообщение, вам может что-то сказать уже кто-то другой, и сообщение дойдет не по адресу. Особенно это касается тех, у кого не лучшая связь с мадом и часто бывают "лаги" - задержки в обмене информацией с сервером. Вообще, постарайтесь использовать "ответ" как можно реже, ибо большинство "мистеллов" берутся именно из-за использования этой команды.

14. Команда "гговорить" (говорить группе), очевидно, создана для того, чтобы игроки могли общаться внутри группы, и их при этом никто другой не слышал. Не стоит использовать команду "сказать", если вы с этим человеком в группе, и информация, которой вы хотите с ним поделиться, не является секретом для остальных членов группы. В груповом бою частое использование этой команды может сослужить как плохую так и хорошую службу. Так, не всегда есть возможность отследить за состоянием ваших согруппников с помощью команд "взглянуть", "группа" или попросту не успеть сообщить о своем приближающемся плохом состоянии (отсутсвие маны, здоровья или колб с "исцелением"). Так, используя эту команду можно даже будучи слепым поставить в известность группу об этом, а постоянные крики в "гговорить" подобные этим "Мочи Беха, мочи, уйдет ведь сволочь!!!" могут послужить небольшим развлечением, а могут и стать причиной гибели группы.

15. Команда "говорить" используется, чтобы вас услышали все, стоящие одной с вами клетке. Это наиболее реалистичная из команд, созданных для общения, поэтому я бы посоветовал использовать ее практически всегда, когда это возможно. Например, находясь со всеми членами вашей группы на одной клетке, лучше использовать ее, нежели "гг". Хотя у нее есть оборотная сторона - в местах большого скопления людей, если все будут говорить каждый о своем, поднимется жуткий шум (и поднимается :)), поэтому зачастую уместно использование приватных команд типа "сказать" и "гговорить".

16. Команда "заорать" используется, если вы хотите что-то сказать всем игрокам, находящимся в одной с вами игровой зоне. Например, если вы стоите в городской гостинице, вас услышат все находящиеся в городе. Используйте эту команду, если информация, которую вы хотите сообщить, касается именно этой зоны: просьба выйти из зоны для ее обновления, вопросы, не видел ли кто вашего трупа или где, например, в какой части зоны находится на данный момент монстр.

17. Команда "болтать" используется, если вы хотите сказать что-то ВСЕМ игрокам. Как правило, это крики о том, что кто-то хочет купить или поменять вещи, либо когда кто-то ищет группу или напарника, реже - всплески эмоций. Неприлично слишком много (часто) "болтать", поскольку ваши сообщения, несмотря на их первостепенную важность, видят ВСЕ и это приводит к отключению некоторых каналов отдельными игроками.

18. Команда "кричать" выполняет те же функции, что и "болтать", но используется реже. Так уж повелось, что, когда человек хочет что-то сказать всему миру, он использует команду "болтать", а не "кричать". Кричат же, как правило, в исключительных случаях, стараясь обратить на себя максимальное внимание.

19. Команда "мечтать" как правило используется для разговоров, не относящихся непосредственно к маду. Однако в любом случае, если вы нашли единомышленников, желающих обсудить проведенную Вами вчера пьянку или проигрыш любимой команды, удобнее это сделать с помощью irc серверов специально для этого созданных или чатов, работающих с вебинтерфейсом. Найти их несложно, а польза несомненна и очевидна. Допустимо применение команд "мечтать" или "болтать" для выдачи сообщения типа "Ули, проснись" с целью продолжить разговор в приватных каналах.
Ну вот и меня посчитали (прим.ред.)

20. Команда "петь" - многие ее используют в качестве не только канала для песнопений, что вытекает из ее названия, но и в качестве канала поздравлений. Многие игроки равнодушны к поздравлениям, многим приятно, но в любом случае вы выкажете гораздо больше уважения к персонажу, поздравив его лично или в ограниченных каналах с помощью команд сказать, гговорить, гклан, горден

21. Команда "граса". С ее помощью Вы можете пообщаться с персонажами одной с Вами расы и обсудить этих "гадких эльфов из Дольна, снова сказавших вам какую-то тарабарщину на мосте и вчетвером убивших вас за ним".

22. Команда "стонать". Основное использование - сообщить миру что вы умираете или как принято говорить находитесь "в минусах". Будет грамотным сообщить 1 раз сколько именно у Вас минус, голодны ли Вы или может быть хотите пить, ослеплены или находитесь под действием Яда, проклятья, ну и в какой зоне и где в ней Вы находитесь. Эта информация крайне важна для тех кто захочет Вам помочь. Ну и если Вам оказали первую медицинскую помощь - сообщите об этом, кто-то может все еще идти к Вам на помощь или пытаться оказать Вам ее с помощью команды "uplift". В конце-концов это просто вежливо - поблагодарить за спасение :))

23. Команды "спросить", "отвечать". Используются для задавания вопросов и выдачи ответов на них в общих каналах. Используя их, можно не писать в конце текста знак вопроса, все и так поймут что ваше предложение - вопрос, а не утверждение. Польза от этого будет показана ниже.

24. Использование в любом канале выражений типа *нев, *ми хед, *вул означает использование социала, начинающегося с этих символов, то есть в данном случае социалов "Вы сделали невинные глаза", "Вы подмигнули Хедгехогу", "Вы вежливо улыбнулись". Использование социалов и эмоций как правило выдает опытного игрока, небезразличного к ролеплею своим персонажем.

Чего делать не нужно:

Не пишите со включенным Caps Lock. Большинство людей это нервирует, так как в интернете "капслок" считается отображением крика, повышенных тонов.

Не пишите особенно много при прямом общении - все-таки это мад, а не чат.

Не пишите "в столбик". То есть старайтесь писать законченными предложениями, а не выдавать много сообщений подряд, по одному слову в каждом.

Не используйте ненормативную лексику. Все-таки письменная речь подразумевает отсутствие нецензурщины. К тому же очевидно, что многим не понравится читать ваши матерные выражения. А еще материться запрещают правила :).

Не спамьте в любом канале, то есть не повторяйте своих сообщений по нескольку раз подряд. Это как правило приводит к использованию игроками команд gag в клиентах и/или команды "игнорировать" в маде. Вполне возможно и временное онемение как результат работы Богов.

Не используте "мигающие" буквы или фон текста в Ваших титулах, описаниях внешности и/или биографии. Это как правило неприятно большинству игроков. Впрочем постановка в конце текста символов &w может быть весьма полезна.

Не задавайте вопросов, ответы на которые можно найти в справке или в списке Часто Задаваемых Вопросов Faq на сайте мада или сайтах Орденов/Кланов, иначе вы рискуете получить в ответ банальное RTFM или его более молодой аналог - STFW. Кстати расшифровку этих аббревиатур Вы вполне способны самостоятельно найти с помощью поисковых систем в Интернете :)). Набирайте почаще справка или help и будет Вам счастье...

Не стоит постоянно просить деньги, вещи, обкаст. Очень многие не любят нытиков. И помните - НИКТО в маде ВАМ НИЧЕМ НЕ ОБЯЗАН. Любая помощь есть результат доброй воли ее оказавшего.

И, наконец, самое главное! ПИШИТЕ ГРАМОТНО!!! Ваша грамотность в письме сложит о вас наибольшее впечатление. Надо сказать, что в маде, помимо сленга ("карн", "реск" и пр.), и английских слов ("рест", "левел") существуют и общепринятые еще со времен ФИДО сокращения русских слов. Например, вместо "кстати" часто пишут "кста", а вместо "только" - "тока". Но не следует путать использование подобной лексики с банальной безграмотностью и написанием слов "корЕдор", "левелиЦЦа" и т.п. Возможно что в основе этого лежат опечатки или желание выделиться, но как гласит один старый анекдот "Умом надо выделяться, умом...". Использование слов, междометий и словосчетаний вроде "чё", "чо", "в натуре", "чувак", "герла", "плиззззззз" в общих каналах формально не запрещено, но также воспринимается многими негативно. Куда лучше звучит "Что??", "Неужели?!!!", "Уважаемый", "Красавица" и наконец хит сезона - слово "Пожалуйста". Скидки на неудобства набора, сниженную скорость мз-за этого скорость игры не принимаются - вполне можно настроить автоподмену в клиенте, и если вам так нравится набирать слова "чо" и чуваккк" - набирайте, но уважайте мнение остальных...

Ставить заглавные буквы (в начале предложений и в именах собственных), знаки препинания и точки в конце предложений в маде не принято: это задерживает скорость печати, не влияя на смысл сказанного, - так что не обижайтесь, если к вам обратились "вася", а не "Вася" :).

Однако многих раздражает игнорирование знаков вопроса в конце вопросительных предложений, потому что в этом случае вопросительные фразы получаются утвердительными, и выходит, что человек кому-то что-то должен. Впрочем такое неудобство возможно только при неиспользовании специально созданного для этого канала, активируемого командами "спросить" и "отвечать".

Напоследок следует еще раз отметить, что большая часть этих правил не является обязательной для выполнения, а лишь показывает то, в какой мере вы этичны. Во всем остальном общение в нашем мире ничем не отличается от реального, и здесь следуют тем же законам и правилам, что и в реальной жизни.

С уважением, Баркетт.